Я не скажу, что очень компетентен в вопросах воспитания детей. Если я где-то не прав или у вас есть свои идеи на этот счёт – жду в комментариях.
Игра «Больше или меньше»
Задаёте вопросы, типа “Что больше 5 или 7?” и, «Что меньше, 55 или 79?”. Необходимо чтобы ребёнок умел считать, допустим, до 100 (не страшно, если с небольшой вашей помощью). Ваше чадо, таким образом, учится понимать идею, что есть большие и меньшие числа. Это простое понятие – более или менее – может помочь маленькому ребенку уяснить, что различные вещи стоят разное количество денег. Например, жевательная резинка стоит меньше чем велосипед.
Игра «Подсчёт»
Берёте различные монеты ( 10коп., 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.) и учите ребёнка с помощью них считать, находить такие соответствия как 2 монетки по 50 коп. = 1 руб., 2 монетки по 2 руб. + 1 монета в 1 руб. эквивалентна 5 рублевой монете и т.п.
Таким образом, вы не только учите ребёнка считать (сложение, вычитание, умножение, деление), но и приучаете его к деньгам и к особенностям их подсчета (совмещаете полезное с полезным). Потом можно переходить и на бумажные деньги.
Говорят, что к экономии в зрелом возрасте довольно трудно привыкнуть, а вот если воспитать её детства, то она как рефлекс останется на всю жизнь.
Копилка – неотъемлемый атрибут воспитания финансовой «стойкости», умения распределять финансовые потоки. Главная задача копилки – сбережение. Чтобы купить что-то крупное, надо откладывать деньги. А потом, накопив достаточно, «разбить» и получить желанную игрушку.
Маленькому ребенку очень необходима наглядность. Ведь сами деньги для него пока абстракция, он не ценит их так, как цените вы или дети постарше. Поэтому и о глиняной копилке дошкольник может легко забыть. Психологи рекомендуют сделать все тайное явным, и вместо привычных кошечек и свинок и ежиков с «дырочкой в правом боку» использовать простые пластиковые банки, с прорезями.
К процессу изготовления такой копилки, ребенка легко привлечь. Перед тем, как «откладывать», сберегать что-то, надо выяснить, о чем материальном мечтает малыш. Если это конкретная игрушка, ее можно нарисовать и наклеить или вырезать из каталога, так результат будет «виднее» ребенку.
Копить лучше крупные пятаки (5 рублевые монеты) или 10 – рублевые.Важно, чтобы не вы «подкладывали» малышу деньги, а чтобы он делал это сам. Для этого эксперты советуют выделить ребенку лимит в, допустим, 10 рублей в день. Эти деньги он может потратить полностью на мелочи (конфеты, мороженое), а может, сэкономив, купить через какое-то время то, о чем, действительно, мечтал. Так вы научите ребёнка экономить!
Далее, когда ребёнок уже освоился с принципами экономии, можно завести не одну, а сразу две копилки. Первая копилка остаётся – это накопление на различные игрушки и т.п., которые ребёнок не может купить сразу (т.е. продолжаем учить экономить).
Вторая копилка – это сбережения, это резервный фонд, это «консервативный» финансовый портфель ребенка. Во вторую копилку он складывает, допустим, 10% от всех денег, которые получает. Почему две копилки лучше, чем одна? Потому что именно так у ребенка сформируются две положительные привычки – экономить и платить сначала себе.
А ещё через какое-то время можно завести 3-ю копилку, чтобы объяснить разницу между «просто» деньгами и деньгами, которые приносят доход. Третья копилка – будущие инвестиции. Здесь лежат «венчурные» деньги, их позволено тратить на «безумные» проекты, вкладывать в коллекционирование марок, монет, ПИФы (сейчас есть возможность детям купить паи), да что угодно…
Если малыш получил деньги за какую-то проделанную работу или на день рождения бабушка сделала подарок в виде суммы наличных, он учится откладывать часть суммы в копилку «сохранить», другую часть – в копилку «вложить», а остальное – с удовольствием тратит сразу или кладёт в копилку №1 и позднее покупает что-то крупное.
Сразу скажу, детей у меня пока нет и это только мои предположения о том, как бы я учил своих детей обращению с деньгами. Возможно, моё мнение со временем изменится.